Запись на консультацию +358-445-878-225

integraatio@mail.ru

Архетипические размышления: с чего начинается Женщина?

Актуальность этого вопроса уже не вызывает сомнений, если мы посмотрим на обилие публикаций в интернете и социальных сетях, касающихся женской тематики, а также вспомним об огромном количестве женщин со сложной или трагичной судьбой. Часть из них является клиентами различных специалистов: врачей, психологов, психотерапевтов, но, большей частью, женщина решает многие подобные вопросы наедине с самой собой.

В то же время, однозначного ответа на этот вопрос нет и пока не предвидится, ведь изначально надо признать, что понятие «Женщина» бесконечно многогранно и глубинно, как само Мироздание. Рассмотрим некоторые возможные аспекты решения этого вопроса.

Начнем с того, что на него можно ответить так: женщиной надо родиться, а дальше все само идет своим чередом. Последние исследования в области генетики показывают, что все не так просто. Генетический (хромосомный) пол определяется половыми хромосомами: если они представлены набором XX – то женский, если же XY – то мужской. Но иногда люди рождаются с нестандартным хромосомным набором — XXY, и некоторые из них развивают атипичную гендерную идентичность или женские гендерные идентичности. Это так называемый синдром Клайнфелтера.

Все-таки надо признать, что основная масса людей рождается с определенным полом и имеет при этом совокупность определенных биологических признаков организма.

.

Но это только начало в самоопределении человека, кем же он на самом деле является. В последние десятилетия принято говорить о гендерной принадлежности, и она включает в себя «мужские» и «женские» традиционные роли, способы поведения, сферы деятельности и связанные со всем этим установки.

При этом подчеркивается, что все эти явления в большей мере обусловлены устройством общества и могут различаются в разных культурах, разных цивилизациях, а также очень меняются с ходом истории. На основе таких концепций во многих западных странах появились новые подходы к воспитанию детей, которые игнорируют пол ребенка или усредняют его, а также дают ребенку свободу в его выборе. В результате этого в человеческом сообществе появилось множество типов, так называемых, «трансгендеров».

Однозначно, что такой подход к воспитанию и формированию девочки, а затем – и женщины, полностью нивелирует уникальность ее изначально заданной Природы и еще больше усиливает конфликты и напряженность во внутренней и социальной жизни женщины. Поэтому возникает вопрос: насколько оправдан отказ от тех традиционных форм воспитания детей, которые развивались и поддерживались сотни и тысячи лет в разных культурах?

Процесс воспитания с древности естественным образом был вписан в повседневную жизнь семьи и общества. В разные исторические эпохи его формы менялись, но сохранялись и общие черты: совместное воспитание детей в раннем возрасте под присмотром женщин, а затем — раздельное воспитание мальчиков и девочек взрослыми мужчинами и женщинами соответственно.

В традициях многих народов были, так называемые, инициации. Все подростки обоего пола, достигшие 10-15 лет, проходили инициацию — процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и сложной: проверялась трудовая, нравственная и физическая подготовка. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину, а программа для девочек — обучение ведению домашнего хозяйства. Инициации проводились в виде религиозного обряда, сопровождались традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями.

Так дети и подростки со слов родителей, путем подражания, воспринимали опыт и информацию предшественников для подготовки к взрослой жизни женщины или мужчины. В большей мере, конечно, упор делался на общественно-полезную деятельность. Также определенным образом передавались и знания об интимных отношениях мужчины и женщины, и в разных культурах эта информация и способы ее передачи могли быть совершенно различными. Прежде всего, эти знания были связаны с той или иной религиозной традицией и содержали ряд правил и запретов.

Эти семейные традиции в определенной мере сохранились до наших дней, но образ жизни людей в мире кардинально изменился за последние 100 лет, что привело ко многим негативным явлениям в сфере семьи и воспитания детей, которых не было раньше. Какой выход из этой ситуации предлагает нам современная наука? Чем она может помочь женщине в ее самоопределении ?

Известный чилийский философ, писатель Дарио Салас Соммэр в своей книге «Существует ли женщина?» утверждает, что женщины «имитируют мужскую роль» и не знают, что значит быть настоящей женщиной, не понимают, что их качества иные, чем у мужчин, а отличия между полами не только физические, но ментальные и психологические». Далее на страницах книги он обосновывает этот тезис, во многом, через призму психоанализа, и утверждает, что «только через возврат к собственной внутренней природе она (женщина) может достичь счастья и получить реальную возможность разумно построить лучший мир».

Тогда возникает следующий вопрос: какова же внутренняя природа Женщины, и как ее открыть в себе?

.

Доктор философии Кларисса Пинкола Эстес в своей книге «Бегущая с волками» исследует женский архетип «Первозданная Женщина». К. Эстес опирается на психоанализ Юнга, на наличие в его системе базовых архетипов Анима и Анимус и утверждает, что «внутри каждой женщины живет первозданное, естественное существо, полное добрых инстинктов, сострадательной созидательности и извечной мудрости». К сожалению, это существо – Дикая Женщина – находится на грани вымирания, потому что «цивилизующее» влияние общества подавляет в ребенке все «дикое», то есть естественное. В то же время, Дикая Женщина живет полнокровной жизнью в древних мифах и сказках. Читая, исследуя их, наполняясь их мудростью, женщины могут постичь и возродить в себе истинную природу Женщины.

Идея познания архетипичной женской природы красной нитью проходит также через все творчество известного исследователя мира сказок – доктора психологии Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой. Она является автором Метода Комплексной Сказкотерапии, в котором представлена уникальная система универсальных, мужских и женских архетипов. С ними непосредственно мы начинаем знакомиться еще в самом раннем возрасте, читая сказки разных народов. Именно в сказках обильно зашифрованы как сами архетипы, так и различные архетипические сюжеты, в рамках которых они начинают активироваться и действовать. Таким образом, сказкотерапия как современная наука о сказках и сказочных архетипах может помочь нам в ответе на ранее поставленный вопрос.

Сам процесс изучения сакральных шифров сказок напоминает о том, что нам надо вернуться к первоистокам и осознать основы Бытия, заданные на планете Земля и в Мироздании. Во всех древних традициях в той или иной форме содержатся знания о двух противоположных началах в мире. В восточных учениях есть универсальное понятие Инь-Ян, которое, в частности, проявляется в противоположности Женское-Мужское в человеке.

Библия начинается с книги Бытия, в которой Бог создает Мир и последовательно отделяет: небо и землю, свет и тьму, сушу и моря, светила для дня и ночи (Солнце и Луну), мужчину и женщину. Всем живым существам и человеку он дал завет: плодитесь и размножайтесь. Во всей живой природе, начиная с простейших организмов, мы видим присутствие мужских и женских признаков и различий и соответствующие механизмы размножения для продолжения рода.

Опираясь на эти общечеловеческие древние духовные знания, мы можем перейти далее к реальным процессам изучения и осознания некоторых важных первооснов:

  • Осознание своей Божественной Природы (по образу и подобию Божию). Это значит: научиться взаимодействовать со своим Сакральным (Божественным) Я, все больше осознавать свой Божественный Потенциал, Божественное Призвание или свою Божественную Задачу, которые нам заданы от рождения. Из этого вытекает все более осознанное, ответственное, гармоничное и плодотворное проживание своей жизни.
  • Изучение Первозданной Природы Мужчины и Женщины, их различий и особенностей. Осознание своей принадлежности к определенному полу как некой Божественной Возможности, которая также задана от рождения. Использовать эту Возможность для создания красивого, гармоничного Союза с избранницей (избранником) противоположного пола.

Очевидно, что процесс движения по этому пути требует глубокой интеграции как древних традиций, так и знаний современных наук. Любой усеченный или поверхностный взгляд на природу Женщины (как и на природу Мужчины) может приводить к большим проблемам не только в личной жизни отдельных индивидов, но и общества в целом.

Именно такой интегративный подход мы использовали на практике во время трехдневного семинара-тренинга «Первозданная Природа Женщины». Он проходил в июле 2017 года в г. Севастополе, и в нем приняли участие 14 женщин в возрасте от 35 дот 68 лет. В основном, это были школьные педагоги и психологи, которые ежедневно решают вопросы воспитания детей и подростков, в том числе, сталкиваются с проблемами половой идентификации или отношений полов. Главной задачей семинара-тренинга для его участниц было глубинное погружение и наиболее возможно полное осознание своей женской Природы.

Программа семинара-тренинга была построена на теоретических и практических основах Комплексной Сказкотерапии и Интегративной психологии. Были рассмотрены следующие темы:

  1. Женские архетипы: Возлюбленная, Мать, Хранительница.
  2. Феномен Девственности и его значение.
  3. Понятие Интимности и уровни ее проявления.
  4. Клятва Верности и ее значение в создании Союза мужчины и женщины.
  5. Феномен эрогенных зон женщины и новый взгляд на их природу.
  6. Понятие Счастья и пути его достижения в жизни.
  7. Предназначение Женщины в этом мире.

Были использованы интегративные психотехнологии: арт-терапия, медитации различных видов, дыхательные техники, танцевально-двигательная терапия, телесно-ориентированные техники и другие.

Условно каждый день семинара-тренинга был посвящен одному из женских архетипов, и его программа включала как теоретические, так и практические разделы. Главными девизами деятельности на тренинге были:

  1. «Символическое действие, повторенное много раз, становится реальностью» — таким образом, мы сами творим свою реальность здесь и сейчас!
  2. «Нет прямого пути к Первозданной Природе, она открывается только мудрым и любящим сердцам» – будем стремиться к этому здесь и сейчас!

Каждая участница внесла свой неповторимый, уникальный вклад в совместную работу, спонтанное творчество, дружеское общение, глубинный процесс самопознания. В результате совместного творчества было создано пространство доверия, личностного роста и самораскрытия. Участницы щедро делились своими душевными богатствами, помогая понять и найти ответы на очень важные вопросы, о которых просто некогда подумать в ежедневной суете:

Какую миссию несет Женщина в этот мир, в чем счастье Женщины, и как эти явления пересекаются и совмещаются в реальной жизни?

.

Участницы прикоснулись к самым сокровенным темам в жизни женщины: к ее Девственности и Верности в отношениях с близким мужчиной. Женщины говорили о том, что значит быть настоящей Мамой и снова пережили этот бесценный опыт, даря любовь и заботу друг другу. Они вспомнили о свои Корнях, о том родовом дереве, которое питает нашу жизнь.

Женщины делали все это легко, радостно, подшучивая иногда друг на другом, увлекаясь в споре, и, в то же время осознавая, что в мире есть разные женщины, но Первозданная Природа у них одна! Они открывали для себя пути к этой заветной Родине. Это был вызов обыденности, сложившимся стереотипам, собственным страхам и сомнениям. Так участницы семинара-тренинга сделали реальный шаг навстречу своей Первозданной Природе, ее познанию и осознанию в себе самой.

Таким образом, мы понимаем, что в современной реальности уже мало просто родиться женщиной и получить традиционное воспитание, но существует острая потребность познавать, глубинно осознавать и открыто предъявлять Миру сакральную ценность и уникальность Первозданной Природы Женщины.

Именно с этого и начинается Женщина…